"
Три действия по четырем картинам" В.Дурненкова в театре "Практика", реж. Михаил УгаровСпектакль снимали с репертуара, потом с помпой возобновляли, но я слишком долго на него шел, а попал в результате экспромтом - впрочем, мне, несмотря на переаншлаг, все-таки поставили табуретку на лестнице. Среди других "табуреточников" обнаружился и Крис Уайт, автор занятного фильма "Полная история моих сексуальных неудач", показанного на прошлогоднем "Новом британском кино":
http://users.livejournal.com/_arlekin_/ ... .html?nc=6Вообще "Три действия" - самый популярный, или один из самых, спектакль в текущем репертуаре "Практики". Он и в самом деле остроумный, игровой, с участием всех, какие только бывают, сериальных звезд, сотрудничающих с "новой драмой" (или, а то они обидятся, наоборот: звезд "новой драмы", ради заработка снимающихся в телепроектах). Проблема, правда, в том, что "новая драма", как и все "новое" - продукт скоропортящийся.
Все дурненковские пьесы так или иначе построены на парадоксальном совмещении временных пластов - как "Последний день лета":
http://users.livejournal.com/_arlekin_/ ... mode=replyили "Хозяйка анкеты":
http://users.livejournal.com/_arlekin_/ ... mode=replyНе исключение и "Три действия по четырем картинам". Отталкиваясь от находящихся в постоянной экспозиции провинциального музея четырех полотен второстепенного художника-передвижника Брашинского, автор (который, не появляясь на сцене, выступает тем не менее в качестве самостоятельного персонажа, не тождественного реальному драматургу) фантазирует на темы этих картин, домысливая судьбы незнакомых ему героев, изображенных на холстах. Фантазии эти, естественно, очень вольные, и потому действие, отнесенное формально во времена, когда творил художник Брашинский, разыгрывается тем не менее в обстановке квартиры поздесоветского интеллигента, с непременными портретами Хэмингуэя и Мерилин Монро над книжными полками, где, среди книжек, размещается, в частности, и старый утюг. А воинственно настроенные разночинцы настроены не столько на политическую, сколько на эстетическую революцию. Одна из "картин" сгодилась только на виртуальный, в форме видеоинсталляции, "пролог" - маленький герой читает стишок, стоя на табуреточке. Действующие лица, помимо озабоченности продвижением радикальных эстетических концепций в массы ("искусство - это террор"), не лишены и маленьких, занятных, если смотреть со стороны, слабостей - от обычных, вроде внутривенного употребления расширяющих сознание средств до ковыряния карандашом в ухе.
Такой яркой и смешной сатиры на русских интеллигентов еще поискать. Но если говорить о драматургической форме "Трех действий...", подобных пьес было довольно много в первой половине 90-х - "Газета "Русский инвалид"..." того же Угарова, "Дело корнета О-ва" Греминой, сочинения некогда популярного и даже культового, а ныне забытого Шипенко и т.д. Не было, возможно, таких удачных постановок - за прошедшие с тех пор годы выросло поколение актеров, способных адекватно, без натуги в этом материале существовать.
Маша Машкова, которой приходится перевоплощаться из подобия "народоволки" в уличную юродивую и обратно, великолепно - она как-то без искусственного пиара за год-два выдвинулась в актрисы самого первого ряда. Артем Семакин, Григорий Калинин, Игорь Стам - исполнители, определяющие лицо "новой драмы", точнее, ее театральной, извините за невольный каламбур, практики. Сама же эстетика, близким к совершенству воплощением которой служит спектакль, представляется мне в целом достаточно вторичной и с точки зрения дальнейшего ее развития бесперспективной, но данный конкретный опус по-своему все же очень неплох и, если попросту, смотрится с удовольствием.