http://www.ramt.ru/forum/viewtopic.php?f=8&t=57
На спектакле были уже давно - неделю назад. Но как-то впечатление всё не отпускает, вот и решила написать.
Пошли на спектакль из любви моих девиц - дочки и ее подружки - к Денису Баландину (ну или вернее, тогда, до Доказательства, всё-таки, больше к Меннерсу-младшему)... Я сильно сомневалась, что будет ИНТЕРЕСНО, даже никому из наших "взрослых" и не предложила к нам присоединиться. Ну, потому что у меня, например, к театру потребительское отношение )) Люблю всякие красивые спектакли о большой любви или, если уж переживания "негероев", то только не из нашего времени. А смотреть просто "про жизнь" как-то не хочется. А тут - математики И действия никакого Это я все по аннотации и публикациям судила...
Но чужая жизнь на сцене захватила сразу. Настолько живыми, знакомыми и прям как в жизни непонятными оказались все герои... Приехав домой, моя дочь начала копать интернет и нашла американский фильм.... Какими же однозначными и простыми показались его герои, предсказуемым и банальным - конец истории. Как не хватало тех эмоций, той моментальной переменчивости взглядов, метаний Хала (пожалуй, самое интересное - наблюдать именно за этим героем и гадать, что им движет в данную секунду, потому что ощущение такое, что у героя самого полный сумбур в мыслях, намерениях, чувствах, поступках (ну как это можно сыграть???? Просто восхищаюсь талантом таких актеров!!! И даже не верится, что такому можно просто научить в ВУЗе!!!!).... а в фильме Хал - просто "хороший мальчик") , мгновенных колебаний настроений Кэтрин, их чувств, по сути, рождающихся на глазах у зрителя, чрезмерной жизненной энергии Клер... А главное - финальной сцены, где все на свете решила любовь и страсть, правда, к математике ... И осталось загадкой, чем эта история закончится, вернее, продолжится для этих двоих одержимых наукой.... Даже как-то стало жаль, что невозможно понять вот этот научный азарт )))
Прошу прощения, что сумбур и сплошные эмоции-восклицания )) Но на меня при выборе спектакля чужие охи-ахи действуют, как правило, больше, чем содержательные аннотации Так что буду рада, если кому-то станет любопытно. На взрослую часть нашей компании наши эмоции впечатление произвели - 18 марта ведем народ )) Да и дата оказалась юбилейной - спектаклю 2 года )) Может, что-то более существенное напишу после второго просмотра.
Всем актерам - ОГРОМНОЕ СПАСИБО!
Пожалуй, добавлю еще немного слов...
Как ни пафосно звучит, но спектакль надолго погружает в размышления о любви и долге, о доверии и степени сближения-близости в нашей жизни с разными людьми - родными по крови и родными по духу, о гениальности и посредственности....
Вспомнились слова из милого фильма детства "Вам и не снилось": "Только любовь вправе побуждать..." И, как ни странно, тогда, будучи ровесницей героини, я с ней в этом не соглашалась. Мне казалось, что долг так же важен (может, просто по отношению к близким эти два чувства были неразделимы тогда... счастливое время!) А теперь, в свои 36, я не могу ни на миг осудить Клер. Даже если откинуть тот факт, что именно ее работа позволяла Кэтрин и их отцу жить в их доме (Клер платила по закладным, да и вероятно, помогала родственникам материально)... Разве не имела она право на свою собственную отдельную жизнь, раз уж получилось так, что отец был для нее бесконечно далек (да и не по ее же это вине так повелось-сложилось....). И жертва Кэтрин, конечно, не становится менее ЖЕРТВОЙ от того, что она просто любила отца.... Но ведь это именно любовь сподвигла ее поступить так. Она просто НЕ МОГЛА оставить отца, Клер просто НЕ МОГЛА оставить свою жизнь ради отца, которому ПЛАТИЛА долг, в прямом смысле - деньгами. И причина - их любовь\отсутствие любви к нему, ну а уж отношение наших детей к нам - это точный слепок с нашего отношения к ним )) Ну мне так кажется.....
Еще подумалось: мы ведь творим со своими детьми, что хотим... и что не хотим - тоже. Даже не задумываясь об этом, не специально... Они просто пропитываются тем, во что мы их погружаем с рождения, вот и всё.... Слова Кэтрин о том, что математику она учила не в университете, почему-то вызывают острейшую жалость к ней... Просто возникает ощущение, что вся жизнь ее была сплошной математикой (впрочем, это ощущение возникает с первой сцены, когда герои разговаривают числами - "подсчитывают" потерянное время и, как родным, радуются получающимся простым числам... "Даже депрессия у тебя математическая" - слышит Кэтрин слова отца....) И накатывает: Мы в ответе за тех, кого воспитываем. Даже когда, казалось бы, не воспитываем, а просто живем у них на глазах.... И вспоминаешь, как твой шестилетний ребенок спал на совсем недетских спектаклях, просто потому что его не с кем было оставить дома, а детских комнат в театрах тогда еще не было )) Хорошо, что дочь за это не в обиде ))) Зато теперь, в 12 лет, это она, порой, "тащит" меня в театр
И основной конфликт - Кэтрин, сумевшая доказать какую-то теорему, над которой люди бились веками, не может доказать, что это сделала она, доказать единственному родному человеку - сестре и единственному ставшему по-настоящему близким Халу... И математикам, привыкшим искать доказательства, придется смириться с тем, что доказательств НЕТ. И можно только поверить... И именно неверие так ранит Кэтрин. Что же в финале? Поверил Хал? Или убедился в ходе экспертизы? Или только пытается убедить себя, подыскивая косвенные, но все же, доказательства, прекрасно понимая, что не поверив, он потеряет Кэтрин? Честно говоря, Денис Баландин умудряется так мгновенно, так неуловимо, так постоянно что-то менять, как будто сам актер (и режиссер) еще не решили, а что собственно в данный момент играть - раскаяние, любовь, недоверие, желание быть причастным к находке, недоумение ("Какая-то девчонка, бросившая университет......."), жалость к девочке.... Вариантов масса... Или всё вместе - как в жизни, когда сиюминутно в ответ на что-то в голове возникает десяток обрывков даже не мыслей - ощущений и фраз, некоторые из которых удивляют, а за некоторые потом и стыдно бывает.... Ну как это можно сыграть???? Я повторяюсь уже Но это правда самое потрясающее в спектакле! Если бы я одна сама себе это напридумывала... но у нас всех троих это были чуть ли не первые слова после спектакля А все вместе только гриппом болеют
И еще поразило вот это ощущение героев (и людей реальных, наверное - не на пустом же месте автор это придумал), что после 23 уже закат жизни........ Успеть чего-то достичь, доказать (не просто теорему какую-то, а что тебе место в науке, а не "детишек учить"). С этим же страшно жить! Вот где настоящая трагедия - в разгар молодости уже ощущать, что жизнь прошла даром.... И ревностно относиться к чужому дару, успеху. У Хала эта ревность сквозит. Интересно, сложно посредственности любить гения, при том, что еще и искренне любишь то дело, которым занимаешься? Мне кажется, не дай Бог попасть в такую ситуацию! И Хал всё толкует про удачу, гениальность, находки, открытия... А для Кэтрин - это всего лишь труд - ночь за ночью соединение точек, поиск этих ниточек, проверка их правильности.... Как эти два человека смогут жить вместе? Финал классный, неожиданный, для меня прям азартный, просто вот это их притяжение к тетрадке (не друг к другу даже!) заворожило......... Интересно, как будет смотреться во второй раз.
Хорошо, что "немного" - понятие относительное. По сравнению с "Войной и миром", вроде и правда получилось немного слов ))
-------------------------------------------------------------------------------
Надо же... Мне прямо по-хорошему завидно. Сама два раза смотрела "Доказательство", на премьере и, в надежде на созревание спектакля, в начале этого сезона, и оба раза ушла равнодушная, несмотря на то, что актеры играли замечательно (и сидела оба раза в первом ряду). Не моя в этом спектакле ни режиссура, ни сценография, не трогает он меня, как я не старалась, чтобы он мне понравился (и фильм "Доказательство" посмотрела, и фильмы Занусси). Лучше всего, ИМХО, Занусси удалась пресс-конференция по поводу премьеры...
Но я рада, что существует противоположное мнение, это вселяет надежду, что, если я когда-нибудь решусь снова пересмотреть спектакль, все может измениться.
Я, собственно, тоже потребитель, как и все непрофессиональные зрители. Но, часто бывая в театре, все-таки начинаешь фильтровать более пристально, что нравится, что нет. И после талантливых декораций Бенедиктова, избалованная Бородиным, Захаровым, Карбаускисом, Райкиным, Бутусовым, Фоменко, Туминасом, и т.д., и т.п. (к счастью, список можно продолжать ) видеть на премьере этот наскоро слепленный спектакль было грустно. И жаль актеров, любимых, талантливых, которые старались вдохнуть в эту недоношенную постановку жизнь. Второй раз было получше, но все равно не зацепило. На спектакле хочется замирать, вот как на Алых парусах, на Казни, на Ничьей. Или греть они должны сердце, вот как Внук Вениамин, например, или Сентиментальные повести. Или восхищать, как восхищал Лоренцаччо, и заставлял думать (ах, до сих пор не могу пережить, что его сняли). Да мало ли хороших спектаклей в РАМТе.
Но, естественно, сколько людей - столько мнений. И то, что восхищает меня, абсолютно не принимается другими, и наоборот. Это нормально. Ведь каждый смотрит пьесу через призму своих собсвенных переживаний, опыта и обстоятельств... Поэтому я очень рада, что спектакль, который изо всех сил стараются сделать живым актеры, начал нравиться зрителям.