И опять моя любимая
Ивановская горка. У меня было уже много рассказов об Ивановской горке- это и палаты Украинцева, и палаты Мазепы, и Ивановский монастырь, и усадьба Хитрово и Хитровка, и, усадьба Долгорукова, и дом Голосова со статуями, и даже конструктивистский Коммунистический университет национальных меньшинств Запада, не считая древних храмов, синагоги, кирхи и тем не менее еще есть о чем рассказать. Вот такое удивительное место, казалось бы неспешным шагом Ивановскую горку можно обойти за час, но рассказывать можно о каждом доме, настолько насыщенная история сконцентрирована в этом месте. Каждая эпоха оставила здесь свой след. Именно по этим улочкам гонщик Савранский из "Покровских ворот" мчится в будущее.
Сегодня речь пойдет о самом высоком месте Ивановской горки. Треугольный клин , заключенный между Хохловским, Трехсвятительским, и , Подкопаевским переулками и Покровским бульваром , смело можно назвать Морозовским городком в Москве. Семья Морозовых владела большей частью земли этого района
.
История этих мест начинается со времен Василия Дмитриевича, великого князя, сына Дмитрия Донского. Здесь было загородное дворцовое хозяйство. Здесь были сады, отсюда и церковь Владимира в Старых Садах, отсюда и Старосадский переулок. Государев дворец существовал здесь до Ивана Грозного и при отце Ивана Грозного, при Василии III, сам Алевиз Фрязин построил каменную церковь Владимира в Старых Садах.
Морозовский садик это остатки древних садов на берегу реки Рачки, которая давным-давно убрана в трубы.
Вид с этой горки был одним из самых престижных.
Он и сегодня хорош, пейзаж изменился, но все равно красиво.
Морозовская усадьба и сад расположены на высоком мысу. До середины 90-х годов здесь был детский сад и территория была закрыта. Теперь новый владелец усадьбы - нефтяной магнат по настоянию общественности открыл вход в сад. Только на ночь вход закрывают.
Летом картинка поярче
Сегодня попасть в Морозовский сад можно только через один единственный арочный вход с небольшой кованой калиткой со стороны Подкопаевского переулка (до 2001 г. парк имел два лестничных входа).
Вторая лесенка была с Хохловского переулка - кадр из фильма о Травке
Свое нынешнее название сад получил от фамилии последних дореволюционных его владельцев - известной купеческой старообрядческой семьи Морозовых. Сама усадьба расположена внутри сада.
Земельный участок, на котором сегодня размещен сад, в 1772 году принадлежал князю Сербану Кантемиру, сыну молдавского господаря Дмитрия Кантемира (сподвижника Петра I ). В 1775 году земля была продана императрице Екатерине II, а в 1840-х гг. владение было приобретено известным предпринимателем Василием Кокоревым, которым дом переустроен под гостиницу, парк же, находившийся перед усадебным домом, стал называться Кокоревским садом и стал общедоступным для посетителей. Дом в Трехсвятительском, как вспоминали современники, был им "куплен в развалинах после пожара 12 года и возобновлен самым безобразно-роскошным образом". Кокорев сдавал его под меблированные комнаты и гостиницу.Купец Василий Кокорев был богатейшим человеком своего времени. Его состояние оценивают в восемь миллионов рублей. Его называли откупщицким царем, разбогатевший на питейных откупах. Один из основателей русской нефтяной промышленности, создатель нескольких крупных страховых и торговых обществ Кокорев являлся одним из самых ярких представителей экономического славянофильства, и призывал «прекратить поиски экономических основ за пределами отечества». Из этих идей органично вырастали и славянофильские идеи возрождения русской национальной культуры, которые он воплотил в коллекционировании картин русских мастеров, предметов народного искусства и быта. Кокорев выступал в роли мецената, поддерживая художников и артистов. Как писал К.А.Сальковский, «ему, строго говоря, обязан своим возникновением так называемый «русский» стиль, существенно отличавшийся от русского стиля, сочиненного немцем Тоном по велению Николая Павловича». Славянофил и меценат Василий Кокорев, был коллекционером картин русских мастеров, предметов народного искусства и быта. Как писал К.А. Сальковский, «ему, строго говоря, обязан своим возникновением так называемый «русский» стиль, существенно отличавшийся от русского стиля, сочиненного немцем Тоном». В доме была устроена картинная галерея. Журнал «Северная пчела» писал о ее открытии: «Представьте себе восемь огромных, нарочно устроенных для помещения картин, зал, с освещением сверху, занимающих весь верхний этаж здания, и наполненных сверху до низу образцовыми произведениями первоклассных художников, преимущественно современных, между которыми отечественная школа занимает, конечно, самое первое и почетное место. Есть репродукция этой галереи.
В центральном помещении цокольного этажа размещался известный в то время ресторан Тиволи, с зимним и летним садом, «в саду бельведер, с которого открывается прекрасный вид на Москву». Сад при гостинице остался общедоступным. На примыкающей к саду территории через Хохловский переулок располагаются каменные палаты (17 в.) дьяка Емельяна Украинцева, известного дипломата петровского времени.
Галерея просуществовала всего три года, финансовые дела Кокорева пошатнулись, и он вынужден был продать дом, а после и галерею. Владельцами усадьбы стали Тимофей Саввич и Мария Федоровна Морозовы, родители знаменитого мецената Саввы Морозова. Они вновь переделали интерьеры дома, а в одном из помещений верхнего этажа устроили старообрядческую домовую церковь. Морозовы купили у Кокорева усадьбу за 120 тысяч рублей (позже его сын Сергей женится на Евдокии Викуловне Морозовой). В 1898 г., при участии немецкого архитектора Петера-Йозефа Дриттенпрейса, дом был отреставрирован и перестроен в русском стиле.
Усадьба расположена в Трехсвятительском переулке, названом по стоящей рядом церкви Трех святителей в Кулишках. Существующий храм — великолепный памятник XVII века, 1670-х годов, со временем оказавшийся в невыгодной градостроительной ситуации. Построенный на возвышенности, уступами поднимающийся к небу храм с шатровой колокольней теперь обозревается только в радиусе сотни метров. Стоял бы где-нибудь в более заметном месте — был бы знаменитостью, а так немногие москвичи знают о его существовании.
Кстати именно в этих намоленных местах, родилось и расхожее московское выражение "у черта на куличиках". Считается, что фраза связана со странными событиями 1666 года. В богадельне у Ивановского монастыря завелась нечистая сила и начала донимать монахинь своими проказами. "На самом деле "кулишка" – это ровное, расчищенное от леса место. Поэтому, вся эта окружность, все эти поля вокруг Ивановской горки, где почти все церкви будут иметь эту приписочку "на кулишках".
В 1875 году Мария Фёдоровна Морозова, к тому времени вдова, купила ещё соседний участок, между Большим и Малым Трёхсвятительскими переулками, и на нём были возведены «постройки для Никольской мануфактуры – правление, склады, конторы». Сейчас правая часть переулка сильно перестроена и от мануфактуры почти ничего не осталось. Так что вернемся к усадебному имению. Белокаменные въездные ворота во двор выполнен в новорусском стиле.
фото 1970 г.
Со двора усадьбу сфотографировать сложно, мало места.
Более подробное описание имения даёт в своих воспоминаниях Григорий Николаевич Лист (1901-1993), внук Юлии Тимофеевны и Густава Листа, промышленника немецкого происхождения, обосновавшегося в Москве. Упомянув о главном особняке и приусадебном саде, Г.Н.Лист продолжает: «По другую сторону большого дома было тоже много места. Там был отдельный двухэтажный домик, в котором жила очень старая бывшая учительница, не то самой Марии Фёдоровны, не то её четырёх дочерей. Стоял ещё позже специально построенный, с огромным окном в маcтерскую, дом, в котором художник И.И.Левитан прожил свои последние двенадцать лет до 1900 г. Потом там жили родственники Морозовых. На территории стояла ещё оранжерея с пристройкой для садовника, был чёрный двор, где жили дворники, кучеры, стояли конюшни, каретные сараи (в будущем частью – гаражи). Отдельно, на отшибе, два огромных деревянных сарая и, наконец, стоял ещё фасадом на Трёхсвятительский переулок дом Т-образной формы, в основном двухэтажный, и двухподъездный… Вдоль главного дома, на некотором расстоянии, был большой овал, засаженный каким-то стлаником. Ближе к середине овала росли высокие деревья, похожие на пихты… На всей Морозовской территории было много жимолости, сирени. Было много птиц, зимой снегирей».
Сергей Тимофеевич Морозов, известный меценат, был также и художником-любителем. В одном из флигелей во дворе у него была оборудована мастерская, которую он предоставил Исааку Левитану. С осени 1889 г. Левитан работал здесь, а потом и жил. В его мастерской бывали Шаляпин, Тимирязев, Чехов, Серов, Васнецов, Коровин. Отсюда же Левитана проводили в последний путь.Расходы на похороны художника взяла на себя Мария Федоровна Морозова, провожали Левитана его друзья и ученики - В.А. Серов, А.М. Васнецов, К.А. Коровин, И.С. Остроухов, Н.А. Касаткин, Л.О. Пастернак, К.Ф. Юон и др. Погребен на еврейском кладбище рядом с Дорогомиловским кладбищем, позднее прах перенесен на Новодевичье кладбище.
И.И. Левитан за работой в московской мастерской. 1890-е. В этой мастерской были написаны почти все лучшие картины художника, потом составившие его славу.
Дом сейчас в плохом состоянии. Хотя в здании скульптурные мастерские аспирантов Академии художеств. Это самые лучшие, талантливые выпускники Суриковского, Строгановского институтов. Так или иначе, дом находится в ведении Церетели. Инспекция Москомнаследия регулярно приходит собирать штрафную дань с Академии за плохое содержание памятника. В тоже время не дают без проекта починить и покрасить дом. Вот так и стоит он, разрушаясь.
Все хозяйственные постройки на территории усадьбы давно снесены, на их месте построены многоэтажные жилые дома и здание теперь Высшей школы экономики( ранее институт электроники и математики )
Основное здание Морозовской усадьбы тоже сильно изменилось. В советские годы сад становится городским. Здесь проходят детские годы полярника-папанинца Э.Кренкеля, пианиста Л. Оборина, кинорежиссера Э. Дзигана. После войны помещение усадьбы занимает детский сад, а морозовский сад становится излюбленным местом отечественных кинематографистов. В последние годы здесь снимали старую Москву для фильмов "Покровские ворота", "Азазель", "Усатый нянь", "Петровка,38", "Брат 2" и многих других. Сюда же Акунин помещает многие сцены своих произведений.
В 1911 году, после кончины хозяйки, была составлена опись интерьеров дома: «…полы асфальтовые, досчатые и дубовые паркетные, частью с вставками из цветного дерева, часть стен облицована искусственным мрамором, потолки частью с лепными работами, отопление духовое и голландскими печами, камины русские и печи, ватерклозеты, подготовлено под канализацию, лестницы чугунныя и каменныя…» Большая часть интерьерной роскоши, а также чугунная терраса паркового фасада, в советское время были утрачены. Дело довершила реконструкция 2002 года. К тому моменту, когда на объект пришли исследователи, чьей задачей было выявить ценные элементы интерьера, дом изнутри был полностью ободран, вынуты перекрытия, частично разобраны старые стены. Сохранялись лишь белокаменные порталы вестибюлей и парадная чугунная лестница 1861 года, которая была выкрашена бронзовой краской и оттого смотрелась особо внушительно.
Исчезли и порталы, и лестница… Сейчас внутри дома от старины остались лишь переложенные в 19 веке своды нижнего этажа, да скрытые под новой штукатуркой остатки барочных наличников. Рекомендации по реставрации фасадов выполнены не были – произведен лишь добросовестный ремонт. В наши дни в Морозовском доме располагается Южно-Уральская Промышленная Компания.
Есть еще одна страница в истории этого дома.
Летом 1918 года сюда переместился штаб восстания левых эсеров, сигналом к которому 7 июля прозвучал взрыв бомбы, которую швырнул Янкель Блюмкин в германского посла графа Мирбаха. Отряд под командованием Попова (восемьсот человек под ружьем, восемь орудий, два броневика и десяток пулеметов) занял Трехсвятительский переулок, телефонную станцию, находившуюся на другой стороне Покровского бульвара, арестовал прибывшего на переговоры Феликса Дзержинского, обстрелял из орудий Кремль и разослал телеграммы с призывом к восстанию. Подавлением мятежа руководил лично Ленин, операцию провели латышские стрелки. А с 1919 года здесь располагался Покровский концлагерь, где содержались бывшие царские офицеры и белогвардейцы.
Кадр из фильма"Шестое июля"
Но это еще не вся история с землями Морозовых. Сохранилось еще 2 здания на Покровском бульваре, являющиеся продолжением усадебных земель.
Покровский бульвар, дом 12, городская усадьба дочери Морозовых- Елены Крестовниковой.
Усадьба на этом месте известна с 1834 года, когда построен после пожара ампирный дом с четырехколонным портиком.
В 1878 году она была куплена Марией Федоровной Морозовой для своей дочери Юлии Тимофеевны, которая выходила замуж за Григория Крестовникова. Крестовников происходил из старой купеческой семьи, состоявшей в московском купечестве с 1826 года.Родительский дом Крестовникова расположен тоже на Покровском бульваре, ровно напротив, там сейчас посольство Ирана. В конце 19 века Григорий Александрович занял место председателя правления семейной фирмы. Активно занимаясь коммерцией, он был еще и крупным общественным деятелем – Председателем Московского Биржевого Комитета и членом Государственного совета от торговли и промышленности.
Юлия Тимофеевна была из младшей ветви большой семьи текстильщиков Морозовых. Родители молодых были большими друзьями и партнерами. Даже в свадебное путешествие молодые отправились в сопровождении большой семейной компании.
Архитектор П.А. Дриттенпрейс перестроил особняк для молодой семьи. Исчез портик, вместо него появился небольшой изящный аттик с овальным окном и разорванным фронтоном. Парадная анфилада по фасаду вдоль бульвара украсилась высокими овальными окнами. По бокам фасада выступающие ризалиты оформлены пилястрами. При этом они ассиметричны. Правый ризалит имеет два этажа и большой полукруглый фронтон. А левый – одноэтажный. Большой сад и службы смыкались с матушкиным владением. Позже, когда семья разрослась, справа было пристроено еще одно крыло перпендикулярно основному зданию.
Юлия Тимофеевна активно занималась благотворительностью. В память отца на деньги завещанные матерью в 1912 году она выстроила большое здание "Биржи Труда памяти Тимофея Саввича Морозова" недалеко от Каланчевской площади. Входила в совет попечительства о бедных Хитрова Рынка. В годы Первой мировой войны в доме, находившемся на территории ее усадьбы, она открыла и содержала на свои деньги госпиталь.
У них было шестеро детей. Григорий Александрович умер в 1918 году, а Юлия Тимофеевна была выселена из дома и умерла на даче в Царицыно в 1920 году.
В правой части этого дома расположен сейчас Отдел государственной статистики в ЦАО г. Москвы, куда я ходила раз в квартал сдавать отчеты. От былой роскоши конечно же ничего не осталось, но дом не выглядит заброшенным.
Рядом, Покровский бульвар, дом 14, доходный дом Крестовниковых
В 1913 году архитектор И. Герман строит на углу Покровского бульвара и Большого Трехсвятительского переулка большой доходный дом в неоклассическом стиле для Юлии Тимофеевны Крестовниковой, дочери Марии Федоровны Морозовой и Тимофея Саввича Морозова.
Фасад дома с торжественным портиком выходит в переулок, на бульвар же смотрит менее парадный торцевой фасад и богато декорированный срезанный угол здания, оформленный массивным балконом третьего этажа, коринфскими колоннами, лепными панно .
В обработке фасадов этой неоклассической постройки заметно стремление архитектора создать максимально репрезентативный облик дома с квартирами для зажиточных слоев населения. Интересно, что отдельные элементы декора перекликаются с декором дома Дурасова, расположенного напротив.
На месте части дома по Большому Трехсвятительскому переулку стояла известная в конце XIX века ночлежка «ляпинка», названная так по фамилии владельцев, купцов М. и Н. Ляпиных. Считается, что часть ее вошла в доходный дом. Ночлежка была бесплатной, и в ней селились почти исключительно нищие, которые собирались под длинным навесом задолго до открытия. Эта сцена показана на картине В. Е. Маковского «Ночлежный дом», на первом плане которой, как предполагают, изображен художник А. К. Саврасов, который был запойным пьяницей. Считается, что он и умер в этой ночлежке.
Юлия Тимофеевна, которая жила прямо напротив ночлежки, много лет боролась с этой «язвой» в переулке, где почти все дома были в собственности у семьи Морозовых. Вообще Большой Трехсвятительский переулок можно было бы переименовать в Морозовский. Люблю я эти переулки и их истории.
А Савва Тимофеевич Морозов в родительском доме провел детство. Окончил 4-ю московскую гимназию у Покровских ворот (1881).После МГУ и Кембриджа , с 1886 г. директор-распорядитель Товарищества Никольской мануфактуры «Саввы Морозова сын и Ко». Ушел из родительского дома в 1888 году, женившись на бывшей жене его двоюродного племянника Сергея Викуловича — Зинаиде Морозовой, чего матушка принять не смогла. Построил для жены на Спиридоновке роскошный дом по проекту архитектора Ф. О. Шехтеля, который до сих пор украшение Москвы. Но это уже другая история.