Эпилог
Катя сидела в кафе у окна, пила душистый облепиховый чай и читала электронную книгу. Периодически она поглядывала на улицу: там творилось нечто невообразимое – белые хлопья огромных размеров метались во всех направлениях, полностью исключая возможность разглядеть хоть что-то в этой постоянно кем-то взбалтываемой снежной суспензии. Она не нервничала: понятно, почему Андрей опаздывает – наверняка пробки. Ну, ничего, до спектакля у них еще много времени.
Но вот колокольчик входной двери звякнул, и он вошел в зал, как всегда стремительно. Снежинки, кое-где уже превратившиеся в блестящие капельки, спорили с морозной сединой на его висках, а на плечах лежало по маленькому белому сугробу. Он нашел глазами Катю и, по пути снимая пальто и встряхивая его, улыбнулся ей. Сел напротив, взял ее руку в свою, опять улыбнулся тому, что у него, пришедшего с улицы, пальцы были горячее, чем у нее, сидящей в жарком помещении. Она пододвинула ему меню, закрыла книгу, отложила ее в сторону. Они быстро заказали что-то моментально оказавшемуся около их столика официанту.
- Что читаешь? – спросил Андрей, кивнув на хорошо знакомый истертый чехол книги.
Катя чуть помедлила, прежде чем ответить. Потом, словно уговорив себя на что-то, сказала как можно более равнодушно:
- «Сирано».
Андрей кивнул и как-то загадочно снова улыбнулся.
- Какого из четырех? Я имею в виду, какой перевод?
- Баевской...
- А почему именно этот? Ведь, кажется, с поэтической точки зрения он тебе меньше нравился, чем другие?
Катя с некоторым удивлением посмотрела на Андрея, но ей очень хотелось с ним поделиться своими размышлениями – в последнее время все чаще.
- Понимаешь, этот перевод самый точный, самый полный, самый близкий к тексту. Все, что было у Ростана, в нем сохранено. И есть некоторые детали, опущенные в других переводах, которые помогают лучше понять характер главного героя. Например, почему же при его блистательном уме, храбрости и отваге он был столь робок в общении с Роксаной, с женщинами, как выясняется вообще. В чем была причина его страха признаться в своей любви? И здесь мы находим ответ:
«Я рос без ласки. Мать была ко мне сурова.
Нет у меня сестер. Я сторонился дам,
Боясь, что буду им смешон. Спасибо вам...»
- «Что друга ласкового в вас успел узнать я,
Что и в моей судьбе был все же шелест платья»? – как бы невзначай закончил строчки Андрей.
- Да. Откуда ты... – Катя смотрела на него изумленно.
- Не важно. Просто бывают моменты в жизни, когда какие-то слова врезаются в твое сознание, даже если ты сначала пропустил их мимо ушей. А благодаря всемирной паутине потом не так уж сложно найти то, что тебе нужно, а уж тем более стихи.
- Мммм... А почему тебе пришло в голову их искать?
- Мне стало интересно, что означает фраза «Что и в моей судьбе был все же шелест платья», в каком контексте она идет. А потом я подумал: как емко – всего в нескольких словах, и, заметь, не напрямую, а иносказательно – поэту удалось рассказать об отношениях мужчины и женщины, создать образ. Мне представилось, что мужчину в то время, наверное, сопровождали металлические, бряцающие звуки: звенели шпоры, шпага, другое оружие. А женщины ходили в своих платьях, тихо шурша: подолом по земле, складками пышной юбки. И вот, если в твоей жизни нет женщины – то ты и не обращаешь внимания на этот шум, он как фон – ветер, шорох листьев, прибоя. Но если ты ждешь ее – любимую, недоступную, недосягаемую – то какой музыкой должен был бы звучать для тебя этот шелест, предвосхищающий ее появление! Или когда она молча идет рядом с тобой, двигается рядом. И... все с него начинается, им и заканчивается, этим шелестом: она приходит и уходит. И больше ничего. Но он благодарен ей за это. Возвышенно и чисто. И все это в одной короткой фразе. Согласна?
Катя завороженно кивнула.
- Получается, - продолжал речь Андрей, расставляя перед ней и собой принесенные блюда и не обращая внимания на удивленно-радостное замешательство Кати, - что ты, читая в сто пятый раз эту пьесу, все еще находишь и находишь в ней нечто новое для себя?
- Да, - Катя чуть пожала плечами. – Сначала обращаешь внимание на что-то одно, потом, спустя время – на что-то другое. Хорошее произведение может всю жизнь одаривать тебя такими открытиями. – Она взяла приборы и тоже начала есть.
- Не только в хорошем произведении дело. Еще в хорошем читателе. Ты – идеальный читатель, если следовать рассуждениям Набокова. Он говорил, что книгу вообще нельзя читать, ее можно только перечитывать. По его мнению, хороший читатель - это перечитыватель. – Андрей с аппетитом положил в рот очередной кусочек. Катя же наоборот отложила вилку и нож и во все глаза смотрела на мужа.
- Почему он так говорил? – ей было страшно прервать или испортить этот удивительный диалог.
- Почему? Потому, что он считал, что читатель – хороший, творческий, созидающий должен замечать подробности и любоваться ими. А при первом прочтении, втором и третьем это не всегда возможно. Сначала читателю нужно охватить сознанием весь сюжет. К тому же, как ты и сказала, мы всегда, в зависимости от настроя или опыта обращаем внимание на разные вещи в этом сюжете. Поэтому с возрастом воспринимаем произведение по-разному, или что-то пережив или открыв для себя. Писатель же трудился над формулировками, над их точностью, над какими-то важными мелочами, а, прочитав книгу один раз, мы пропускаем большую их часть. И только хорошо зная содержание произведения и не торопясь прийти быстрее к финалу, мы можем себе позволить разглядывать детали, размышлять над ними, улавливать тонкости описаний, выражений, обнаруживать скрытый смысл. Ты так и делаешь.
Катя снова взялась за приборы, с интересом поглядывая на Андрея, который, видимо был в отличном настроении, потому что оживленно продолжал:
- Кстати, я думаю, что это относится и к зрителям. К тем, кто пересматривает фильмы. Хорошие, разумеется, над которыми создатели тоже изрядно потрудились. Или к спектаклям. Ты же уже не раз ходила на ту постановку, на которую мы сегодня идем?
- Да, не раз. Это замечательный спектакль, я очень хотела, чтобы ты его увидел. Мы с Павлом Олеговичем его смотрели два раза...
Катя вздохнула, и посмотрела куда-то сквозь метель за окном.
- Ты скучаешь по нему? – Андрей тихонечко провел пальцами по Катиной руке. – Тебе грустно вспоминать? Тяжело?
- Я скучаю. Очень. Но мне не тяжело. Было очень тяжело тогда, когда мы знали и ждали... А когда все случилось – случилось именно так, как он хотел – внезапно, быстро, безболезненно – тяжесть сразу отступила. Осталась только печаль – светлая печаль.
- И... ты чувствуешь себя более одинокой с тех пор?
Катя сжала в ответ руку мужа.
- Нет, Андрей, нет! Это странно, но у меня нет ощущения, что он нас оставил. Его книги – в одном из последних писем, в которых твой отец писал, какие из них хочет оставить мне, он сказал, что книги - это тоже он, понимаешь? Я читаю их и думаю, а что бы сказал он по этому поводу? Думаю, что он тоже держал их в руках и его глаза скользили по этим же строчкам, и что, возможно, он заглядывает в текст из-за моего плеча... А еще – ты не представляешь – но иногда у меня бывает ощущение, что он говорит со мной – совершенно реально. Вот, смотри, - Катя достала кожаный ежедневник, с которым почти не расставалась. – Когда нам сообщили, что он... что его больше нет, я потом долго плакала. Все плакала и плакала. И никак не могла успокоиться. Тогда я открыла его подарок и знаешь, что там было написано? – Она нашла нужную страницу, - «Есть два пути избавить нас от страдания: быстрая смерть и продолжительная любовь». Сначала я заплакала еще сильнее, а потом быстро успокоилась. И заулыбалась. Он так умно и тонко утешил меня. Как всегда... И так бывает часто, Андрей. Он отвечает мне и говорит со мной.
- А можно мне, Кать?
Она протянула ему ежедневник. Он задумался на мгновение, а потом раскрыл его. «Чтобы выиграть, прежде всего, нужно играть» А. Эйнштейн.
После спектакля они молча брели по свежевыпавшему снегу к машине, припаркованной где-то во дворах, все еще находясь под впечатлением от того, что увидели. Забежав чуть вперед, Катя спросила:
- Тебе понравилось? Или...
- Я впечатлен. Правда, Катюш, очень. Не ожидал, что из романа в стихах можно было сделать такой потрясающий спектакль. Честно, я слегка скептически был настроен сначала, думал, сейчас придем, а там что-нибудь эдакое заунывное: мy uncle in the best tradition, by falling dangerously sick...
- Что-что-что??!!! – Катя засмеялась и дернула Андрея за руку, чтобы тот остановился. – Что это сейчас было? – Она почти восторженно смотрела на него, а он делал вид, что не понимает, почему она так изумлена.
- Как, ты разве не знаешь? Я был уверен, что знаешь! Это же пример перевода первых строчек «Евгения Онегина» - перевода, сохраняющего ритм, но далекого от смысла.
- Где, где ты это взял? – Катя схватила мужа за пальто. – Чьего перевода?
- Девушка, прекратите свои домогательства! – Андрей нарочито негодующе высвободился из ее рук и побежал. Катя, хохоча, кинулась за ним. Он внезапно остановился, развернувшись, и она врезалась в него с разбегу.
- Я же умру от любопытства, Андрей! Хотя, ты говорил, что во всемирной паутине можно найти все, что угодно. А я запомнила!
- Черт! Этого я не учел, хотел шантажировать, заниматься вымогательством, торговаться...
- Хорошо, чего тебе нужно? Я готова идти на уступки!
- Господи, с кем я решил тягаться? С супермегагигапереговорщицей!
Они свернули в подворотню, вход в которую был перегорожен бетонным блоком. Катя вскочила на него и оказалась почти лицом к лицу с Андреем.
- Ты определись, какие силы призываешь на помощь, а то тебя шарахает из крайности в крайность! – она взяла его за воротник пальто и стала медленно притягивать к себе. Он обнял ее за талию.
- Я готов сотрудничать со всеми, лишь бы...
Она поцеловала его нежно, потом еще раз и еще раз, все горячее и горячее.
- Андрей, ты такой... – ее глаза светились счастливыми озорными лучиками, как когда-то давно-давно.
- Какой?
- Удивительный! Потрясающий! Самый-самый! – она порывисто рванулась и обняла его за шею.
Он крепко прижал ее к себе, поднял глаза к небу и одними губами проговорил: «Спасибо, папа!»
Конец
Примечания.
Из переписки в Viber:
«Андрей, билеты на «Сирано» у меня, завтра пришлю человека»
«Спасибо, Юлиана, не знаю, как благодарить!»
«Не благодари. Кате точно понравится: там играет... В общем, не вздумай ревновать!
»
«Не обещаю»
«
»
«Ты не забудешь про мою просьбу?»
«Нет, не волнуйся: все новости о самом интересном – сразу тебе»
«Точно! Целую ручки»
«Я тоже люблю Катю»
Странички ежедневника, раскрытые наугад.
201. Счастье исключает старость. Кто сохраняет способность видеть прекрасное, тот не стареет. Ф. Кафка
75. Замечательный день сегодня. То ли чай пойти выпить, то ли повеситься. А. Чехов
100. Никогда не мстите подлым людям. Просто станьте счастливыми. И они это не переживут. Ю.Никулин
11. Я увидел во сне можжевеловый куст,
Я услышал вдали металлический хруст,
Аметистовых ягод услышал я звон,
И во сне, в тишине, мне понравился он.
Н. Заболоцкий
315. Если ты способен видеть прекрасное, то только потому, что носишь прекрасное внутри себя. Ибо мир подобен зеркалу, в котором каждый видит собственное отражение. П. Коэльо.
88. Я не боялся казаться смешным. Это не каждый может себе позволить. Барон фон Мюнгхаузен
32.Ни в чем я не нахожу такого счастья, как в душе, хранящей память о моих добрых друзьях. У. Шекспир
42.Смерть достаточно близка, чтобы можно было не страшиться жизни. Ф. Ницше.
308. - Если мы выживем, нам будет все нипочем!
- А если нет?
- Давайте о скучном сейчас думать не будем!
(Крош, Ежик)
322. Будь счастлив в этот миг. Этот миг и есть твоя жизнь. Омар Хайям
53. Если что-то и стоит делать, так только то, что принято считать невозможным. О. Уайльд
71. Если твой поступок огорчает кого-нибудь, то это еще не значит, что он дурен. А. Чехов
82. Есть только два способа прожить жизнь. Первый, что чудес не существует. Второй – будто кругом одни чудеса. А. Эйнштейн
97. Чтение хороших книг — это разговор с самыми лучшими людьми прошедших времен, и притом такой разговор, когда они сообщают нам только лучшие свои мысли. Р. Декарт
261. Возможно, в этом мире ты всего лишь человек, но для кого-то ты — весь мир. Габриэль Гарсиа Маркес
40. Без музыки жизнь была бы ошибкой. Ф. Ницше
257. Истинная любовь сказывается в несчастье. Как огонек она тем ярче светит, чем темнее ночная мгла. Леонардо да Винчи
333. Нельзя насильно заставить кого-то измениться, даже если он сам об этом просит. В конце концов, если ты созрел, то сможешь измениться и без посторонней помощи, сам. Смешарики.
334. То, что гусеница называет концом света, учитель назовет бабочкой. Р. Бах
16. Наши ангелы всегда с нами, и часто они используют чьи-нибудь губы, чтобы сказать нам что-то. П. Коэльо
217. Если есть Зачем жить, можно вынести почти любое Как. Ф. Ницше.
77. То единственное, к чему надо стремиться в жизни, - это любовь. А. Челентано.
47. Упавший духом гибнет раньше срока. Омар Хайям
52. Три правила достижения успеха: знать больше, чем остальные, работать больше, чем остальные, ожидать меньше, чем остальные. У. Шекспир.
370. Все сочувствуют несчастьям своих друзей, и лишь немногие - радуются их успехам. О. Уайльд
19.Никогда нельзя отказываться от мечты! Мечты питают нашу душу, так же, как пища питает тело. Сколько бы раз в жизни нам ни пришлось пережить крушение и видеть, как разбиваются наши надежды, мы все равно должны продолжать мечтать. П. Коэльо.
265. Ни одно желание не дается тебе отдельно от силы, позволяющей его осуществить. Р. Бах
93. Для мудрого человека каждый день начинается новая жизнь. Д. Карнеги
112. Несчастным или счастливым человека делают только его мысли, а не внешние обстоятельства. Управляя своими мыслями, он управляет своим счастьем. Фридрих Ницше
181. Наполним музыкой сердца, устроим праздники из буден! Ю. Визбор
48. Любовь может обойтись без взаимности, но дружба – никогда. Омар Хайям
109. Я не знаю никого, кто в той или иной мере не чувствовал бы себя одиноким. Габриэль Гарсиа Маркес
28. Дойдя до конца, люди смеются над страхами, мучившими их в начале. П. Коэльо.
60. Найди слова для своей печали и ты полюбишь ее. О. Уайльд
302. Алкоголь – это анестезия, позволяющая перенести операцию под названием жизнь. Джордж Бернард Шоу
117. Бывают люди, которые всегда говорят только умные и хорошие слова, но чувствуешь, что они тупые люди. А. Чехов.
144. Твои друзья будут знать тебя в первую же минуту после встречи лучше, чем твои приятели смогут узнать тебя за тысячу лет. Р. Бах
23. Иногда нужно умереть, чтобы начать жить. П. Коэльо
2. Если вы хотите иметь то, что никогда не имели, — начните делать то, что никогда не делали. Р. Бах
37. Если вы решили действовать, закройте двери для сомнений. Ф.Ницше.
299. Я живу в постоянном страхе, что меня поймут правильно. О. Уайльд
66. Лучше двадцать раз ошибиться в человеке, чем относиться с подозрением к каждому. А. и Б. Стругацкие.
72. Говорят: в конце концов правда восторжествует, но это неправда. А. Чехов
109. К величию есть только один путь, и этот путь проходит через страдания. А. Эйнштейн
110. Чем я больше всего поражен в жизни? На всю жизнь? Неблагородством. И благородством. В. Розанов.
179. Пока есть такой язык, как русский, поэзия неизбежна. И. Бродский
25. Настоящую нежность не спутаешь ни с чем, и она тиха. А. Ахматова
19. Чем дольше живём мы, тем годы короче, тем слаще друзей голоса. Б. Окуджава
90. Деньги – просто мусор по сравнению с истинной любовью. О. Генри
93. Умейте встать на позицию другого человека и понять, что нужно ему, а не вам. С тем, кто сумеет это сделать, будет весь мир. Д. Карнеги
105. Не плачь, потому что это закончилось. Улыбнись, потому что это было. Габриэль Гарсиа Маркес
12. Вот тест, чтобы понять, закончена ли твоя миссия на Земле: Если ты жив - то нет. Р. Бах
335. Если вы встретите свою настоящую любовь, то она от вас никуда не денется — ни через неделю, ни через месяц, ни через год. Габриэль Гарсиа Маркес
336.. 337... 351...1...